Оценка желаний и мотивов других людей — это довольно сложный когнитивный механизм, и психологи давно пытаются понять, когда именно возникает способность оценивать чужие действия.
Оценка желаний и мотивов других людей — это довольно сложный когнитивный механизм, и психологи давно пытаются понять, когда именно возникает способность оценивать чужие действия.
Известно, что дети младшего школьного возраста (7–8 лет и старше) уже вполне могут сравнивать чужие цели по затраченным на них усилиям. Однако исследователи из Массачусетского технологического института (Massachusetts Institute of Technology), США, решили пойти еще дальше и проверить на эту способность 10-месячных младенцев. Результаты ученых опубликованы в журнале «Science».
Детям показывали мультфильмы, в которых главный герой в виде шарика пытался добраться до одного из 2 своих товарищей — других анимационных персонажей. Между ними появлялась стена, и протагонист должен был через нее перепрыгнуть.
Сначала стена была невысокой, потом становилась выше, затем — еще выше. Варианты сценариев были разные, например, герой мог перепрыгнуть через низкую стену, но через стену средней высоты он прыгать уже мог отказаться; при этом он охотно перепрыгивал и среднюю стену, если ему нужно было встретиться с другим персонажем. То есть по тому, какие стены перепрыгивал шарик, можно было судить о том, кто из 2 других персонажей ему важнее.
После того, как дети посмотрели сюжет со стенами, им показывали новое видео, в котором герой уже без всяких препятствий мог пойти либо к одному товарищу, либо к другому. Теперь ребенок сам должен был показать, к кому пойдет шарик.
Очевидно, судя по предыдущим видео, протагонист должен был двинуться к тому персонажу, ради которого он готов был затратить больше усилий, то есть ради кого был готов перепрыгнуть более высокую стену. И младенцы отвечали правильно.
Точнее, ответ от детей получали от противного: поскольку они сами не могли сказать ничего определенного в силу возраста, им показывали неправильное видео, в котором герой двигался не к той цели.
Дети смотрели на эту «несправедливость» намного дольше и более эмоционально, не понимая, почему все идет не так, как надо, — известно, что большее внимание и длительность взгляда ассоциируются с удивлением. Психологи часто используют такой подход, чтобы зафиксировать удивление и непонимание у совсем маленьких детей или обезьян.
В других вариантах эксперимента герою мультфильма устраивали разные препятствия — кроме стен, он должен был еще перепрыгивать через пропасть. Однако новые проблемы детей не смущали, они по-прежнему ожидали, что шарик пойдет к тому товарищу, ради которого он в принципе больше старался.
По мнению ученых, способность соотносить чужие усилия с мотивацией проявляется у человека в самом раннем возрасте. Для психологии полученные результаты чрезвычайно важны, ведь понимание чужих действий — один из краеугольных камней социальности.