Страхи и проблемы ребенка: как узнать об этом по рисункам?

Просмотров: 539
Страхи и проблемы ребенка: как узнать об этом по рисункам?

Обращая внимание на результаты детского творчества как на «послание» нам, взрослым, можно «прочитать» зашифрованную в цветах, образах и символах информацию о «картине мира» ребенка.

Творчество ребенка – это ценный и уникальный процесс, который отражает его душевное состояние, внутрисемейный климат, опыт отношений с миром.

Обращая внимание на результаты детского творчества как на «послание» нам, взрослым, можно «прочитать» зашифрованную в цветах, образах и символах информацию о «картине мира» ребенка.

Как это сделать, специально для читателей EtCetera рассказала арт-терапевт, руководитель ассоциации арт-терапии города Одессы психолог Екатерина Реброва.

«КЛЮЧ» К МАЛЫШУ. Рисование – творческий акт, позволяющий детям ощутить радость свершения, способность действовать по наитию, быть собой, выражая свободно свои чувства и переживания, мечты и надежды.

Рисование как игра – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять их глубокие, не всегда раскрываемые переживания.

СПРОСИТЕ СЕБЯ. Первые вопросы, которые следует задать себе, глядя на рисунок: какое эмоциональное состояние он передает? Кто, что является главным действующим персонажем в рисунке? Что бы вы испытывали, оказавшись героем в таком мире? В чем главная потребность и мечта героя? Что кажется странным?

Предложите ребенку самому рассказать в произвольной форме о том, что есть на его картине. Учитесь слушать и слышать тот подтекст, который скрыт в сюжете.

ТРЕВОЖНЫЕ ПРИЗНАКИ

Потребность в большей защите своего мира проявляется, когда рисунок взят в рамку, отдельные герои прячутся (обводятся дополнительными линями), присутствуют заборы, ограждения, супергерои-защитники.

У ребенка возникает желание не использовать ярких красок, рисовать простым карандашом, белым или невидимым цветом, темными красками, закрывать сюжет картины, погружая в темноту или под воду.

Недоверие к окружающим заставляет ребенка подписывать части изображения, а также использовать только знакомые материалы для рисования.

Тревогу, связанную с дальнейшим развитием текущей ситуации, дети изображают в виде «горящего» неба, изображенного красным цветом, темной и напряженной штриховкой вверху листа.

Ощущение угрозы, давления со стороны взрослых можно наблюдать при наличии угрожающих погодных явлений и стихий, таких как падение метеоритов, дождь, гроза, молнии, цунами, торнадо, ураганы. Проекцией угрожающего взрослого могут являться пугающие монстры-великаны, сжигающее лучами солнце.

Стрессовое состояние мы можем наблюдать в виде потери опоры у предметов и героев на рисунке, а также в виде падающих или перевернутых изображений, отсутствии важных деталей (ноги у человека, стены у дома).

Эмоциональное напряжение наглядно проявляется в чрезмерной штриховке, зачернении, ломаных линиях, большом количестве интенсивных красок.

Дети, являющиеся жертвами насилия, отображают в своих сюжетах нарушение границ в разных проявлениях, иллюстрируя грубое вторжение в суверенную область их хрупкого психологического и физического «Я».

У детей возникает желание портить «хорошие» или «чистые» рисунки путем их закрашивания, сжигания или протыкания. Гнев и желание наказать обидчика направляются на изобразительные материалы и являются причиной повреждения уже созданных образов. Глиняные фигурки протыкаются или сминаются.

НУЖНА ПОМОЩЬ. Последствия психотравмирующих событий проявляются в появлении образа «Хаоса» в творческой деятельности. Творческая игра отображает пережитые состояния в образе катастрофических разрушений. Особое внимание стоит обратить, если из хаоса нет выхода, и ребенок навязчиво повторяет травматический сценарий. В этом случае необходима помощь специалиста.

Психологическое здоровье ребенка можно оценить по шкале «созидание – разрушение». Если в итоге созидательные силы побеждают разрушительные, то психика успешно справляется со стрессовой нагрузкой.

Отождествляя себя с положительными героями, ребенок борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов, становясь творцом и победителем. Здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть – бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Психологическое здоровье ребенка – это не отсутствие стрессов и проблем, а умение их преодолевать! Внимательное отношение к творчеству детей подскажет взрослым, в какой помощи и поддержке нуждается ребенок.