Запреты для ребенка – это когда вообще нельзя или все-таки можно?

Просмотров: 407
Запреты для ребенка – это когда вообще нельзя или все-таки можно?

Каждый день многие родители сталкиваются с вопросами: «Как сделать лучше?», «Как сделать правильно?», «Как надо поступить в той или иной ситуации?».

Воспитание детей — это отнюдь не простой процесс, требующий особого внимания и терпения со стороны родителей.

Каждый день многие родители сталкиваются с вопросами: «Как сделать лучше?», «Как сделать правильно?», «Как надо поступить в той или иной ситуации?».

Тема запретов является актуальной для большинства семей. К примеру, одни родители убеждены, что, если предоставить малышу полную свободу, он будет иметь возможность полноценно развиваться, не вздрагивая от родительского «нет». Другие приходят в ужас от подобных теорий, утверждая, что только строгая дисциплина и ограничения способны сделать из ребенка человека.

На практике и тот и другой подходы в воспитании вполне способны привести к непоправимым последствиям. Ребенок, выросший в условиях вседозволенности, рискует стать антисоциальной личностью, неспособной к разумным самоограничениям. Тот же, чьи родители настаивали на строгих поведенческих рамках, может стать безвольным и безынициативным человеком.

Запреты – неотъемлемая часть воспитания. Именно благодаря запретам в детстве, став взрослыми, мы понимаем, что можно и что нельзя. Родители должны научиться говорить «нет», но при этом необходимо соблюдать некоторые правила.

Запрет – это определенная граница, которую родители обозначают своему ребенку главным образом для того, чтобы его защитить. Такая граница используется для того, чтобы дать понять малышу, что можно, а что нельзя, и где стоит остановиться.

Однако родители, выросшие в обществе с постоянными запретами, допускают серьезную ошибку, считая, что если им в детстве многое запрещали, то своим детям стоит все позволять. В любой семье при воспитании детей должны присутствовать запреты, но их должно быть немного и они должны соответствовать традициям и устоям семьи, быть ясными и четкими.

Существуют три категории запретов – абсолютные, относительные и запреты, которые с течением времени могут сниматься.

Первая группа выражает категорическое «нет», такие запреты основываются на безопасности ребенка (нельзя играть с ножом, вилками, спичками, нельзя переходить дорогу без родителей и др.). Запреты такого плана начинают проявляться в жизни малыша с самого раннего возраста, еще на первом году жизни. Ребенок воспринимает их спокойно, не протестует, так как они являются естественными.

Относительные запреты – это когда вообще нельзя, но иногда все-таки можно. Важно не спускать эту группу запретов с непостоянностью родителей.

Например, родители запрещают детям стучать по батарее твердыми предметами, но если малыш этого хочет, сильно плачет и ничто не помогает его утешить, то мама может один раз позволить ударить по батарее. Главное, нужно помнить, что все это должно проговариваться. Ребенок удовлетворит свое любопытство и получит важный опыт (мама может пойти на встречу, когда ребенку плохо).

Запреты подобного рода необходимы по двум причинам. Во-первых, они помогают ребенку осознать ценность общения, развить в себе умение договариваться, объяснять свою позицию. Во-вторых, они положительно влияют на отношения матери и ребенка, он понимает, что если мама ради него делает исключение, то она открыта для диалога. А значит, в старшем возрасте вероятность того, что ребенок утаит что-то, зная заранее, что мама не одобрит, становится минимальной. Вводя в жизнь ребенка запреты такого рода, воспитываете в нем уверенность в том, что к маме можно подойти даже с тем, что другие не поймут, такая практика поможет установить доверительные отношения в будущем.

Третья группа не вполне подлежит выделению в данной квалификации, но все же ее стоит упомянуть. Ее можно охарактеризовать следующим образом: то, что вчера было нельзя, а сегодня уже можно, но взрослые об этом еще не задумались, еще не пересмотрели свои взгляды. На примере это выглядит следующим образом: родители уже научили своего ребенка переходить дорогу, гулять с собакой и др. Он просто вырос, его действия достаточно ловки и скоординированы, что позволяет ему совершать самостоятельно те действия, которые раньше были недоступны.

В данном случае не нужно затягивать со снятием запрета с тех или иных действий. Просто необходимо присмотреться к ребенку, возможно, пришло время, когда он сам может переходить дорогу, ходить в магазин за продуктами, один гулять во дворе.

Стоит сформулировать основные моменты использования запретов.

1. Запреты должны быть обоснованными (нельзя играть с розеткой, потому что это опасно для жизни, нельзя бросать тарелку на пол, потому что она может разбиться). Обоснование поможет ребенку развить логику, понять причинно-следственные связи, усложнить его мыслительные операции. Если самим родителям тот или иной запрет не покажется логичным и убедительным, то ребенок его не воспримет должным образом.

2. Запрещать нужно то, что может угрожать здоровью и безопасности ребенка, а также окружающих, или то, что нарушает границы свободы другой личности. Например, нельзя плевать в прохожих, бить палкой людей и животных, включать громко телевизор или музыку, потому что мама или папа спит. Можно прыгать верхом на папе, пока это не покажется ему неприятным. Правильно формулируя и объясняя запреты ребенку, вы научите его уважать чувства других людей, ориентироваться в социальных нормах.

3. Важно также развить у ребенка опыт уравновешивать его желания с желаниями родителей, находить компромисс, если они не совпадают. Главное, чтобы в этот момент присутствовало как можно больше искренности (если мама или папа говорят, что не могут поиграть с ним, так как устали, то это действительно должно быть так, а не простой отговоркой). Дети очень чувствительны, поэтому их довольно трудно в чем-то убедить, если вы неискренни с ними.

Родителям перед применением запретов в отношении малыша стоит задуматься над следующими вопросами:

• Действительно ли тот или иной запрет так необходим;

• Сможете ли вы убедить сами себя в его справедливости;

• Быть может, запрещая ребенку играть с кастрюлями или рисовать, вы делаете это потому, что вам лень собирать разбросанные кастрюли или переодевать перепачканного красками малыша? В таком случае лучше спрятать кастрюли и краски, чем потом ругать ребенка.

Нужно также обратить внимание на то, что существует не только положительный воспитательный эффект от применения запретов, но, как и у медали, у него есть и обратная сторона.

В чем же она заключается?

Если ребенку что-то запрещать и при этом не обосновывать свой запрет, то он рано или поздно обязательно его нарушит. Если же, прибегая к запретам, родители пытаются обезопасить ребенка. То они рискуют в будущем получить капризную и несамостоятельную личность, которую им придется постоянно опекать.