Неожиданное правило воспитания детей. Блог американского писателя

Просмотров: 121
Неожиданное правило воспитания детей. Блог американского писателя

Когда я начинаю рассказывать, чем полезен для детей уважительный отказ, родители зачастую реагируют негативно, бывают просто шокированы.

Когда ребенок отказывает другим, в нем развивается очень важное качество — открытость.

«Что?!», С спросите вы. Как это возможно? Это что, мир перевернутой правды, как в романе «1984» Джорджа Оруэлла? На самом деле, это еще одно неожиданное правило воспитания детей, к которому нужно привыкнуть.

Когда я начинаю рассказывать, чем полезен для детей уважительный отказ, родители зачастую реагируют негативно, бывают просто шокированы. Какой родитель захочет, чтобы его ребенок был злобным и отвергал других. Мы хотим научить их доброте. Больше всего мы хотим, чтобы они дружили между собой. Это благородная цель, но если мы пытаемся добиться ее путем принуждения, получается наоборот. Настоящие доброта и толерантность требуют иного набора социальных навыков.

Умение отказать другому, не унизив его, позволяет ребенку стать более уверенным в себе, а это, в свою очередь, притягивает к нему больше людей. Это инструмент толерантности, а не наоборот.

Когда дети могут выбирать, с кем играть, а с кем – нет, они развивают те навыки и опыт, которые позволят им в будущем стать хорошими друзьями. Это происходит не сразу. Способность чувствовать себя комфортно в обществе других людей и умение устанавливать границы в социальных ситуациях – все это часть этого процесса.

Когда дети отказываются

Развитие. Иногда для маленького ребенка три человека – это уже толпа. Очень маленькие дети все еще выходят из параллельной игры. Возможно, они не могут справиться с еще одним человеком в игре. Это действует на них слишком подавляюще.

Защита дружбы. Эта причина часто игнорируется взрослыми. Ребенок, умеющий говорить «нет» другим детям, возможно, концентрируется на существующей дружбе. Он полностью поглощен другом, с которым играет в данный момент. Представьте, что вы решили выпить кофе с другом, и тут неожиданно появляется ваш муж или партнер. Не то чтобы он вам не нравился, просто разговор меняется. К счастью, мы уже достаточно взрослые, чтобы справиться с этой ситуацией таким образом, чтобы никто не был обижен.

Когда дети могут выбирать, с кем играть, а с кем – нет, они развивают те навыки и опыт, которые позволят им стать хорошими друзьями

К этому нужно стремиться и с детьми. Мы можем научить своих детей отказывать другим уважительно и помочь при этом всем детям стать более выносливыми. Дело не в том, что вашему чаду не нравится этот ребенок, просто он хочет сейчас играть с другим. В этом нет ничего страшного. Если мы не будем делать из этого проблему, то поможем детям справляться с маленькими разочарованиями.

Страх. Это уже серьезно. Ребенок говорит «нет», потому что его беспокоит другой ребенок. Возможно, он/она дерется. Возможно, слишком любит командовать. Возможно, неделю назад он/она исцарапала любимый рисунок вашего ребенка. Есть множество справедливых (и не очень) страхов, которые побуждают вашего ребенка защищаться и говорить «нет». Так безопаснее.

Как научить ребенка чаще говорить «да»? Задавайте простые вопросы и высказывайте простые утверждения: «Что случится, если Оливия с вами поиграет?», «Мне интересно, что тебя беспокоит?», «Что Тайсон делает такого, что тебе не нравится?».

Прямые вопросы позволяют раскрыть страхи. Ваша задача — помочь ребенку установить границы, которые бы позволили ему чувствовать себя в безопасности. «Оливия, Крис боится, что ты развалишь его башню. Ты собираешься это делать? Оливия говорит, что она не коснется твоей башни. Можно ей поиграть с тобой, если она не будет бить по башне?» Определите страх, установите границы и наблюдайте, как дети сдружились.

Дети, чувствующие себя в безопасности, становятся приветливыми и открытыми. Потому что их права уважаются: право на дружбу без принуждения, право высказать свое мнение, право выказать свой страх и установить справедливые границы. Это все о чувстве защищенности и обретении мужества посредством жизненного опыта.

Когда мы уверены в себе и чувствуем себя в безопасности, мы приветливее к другим людям.

Если вы научите ребенка уважительно отказывать другим, вместо того, чтобы принуждать его к дружбе, то он будет:

  • легко ладить с другими;
  • легко заводить друзей;
  • хорошим другом;
  • добр к окружающим людям;
  • знать, как устанавливать личные границы;
  •  готов дать шанс другому человеку;
  • открыт и приветлив к новым для него людям.

Конечная цель уважительного отказа – открытость. Нужны время и практика, чтобы понять это.