Задержка речевого развития - это отставание от нормы в речевом развитии у детей до 4 лет. В каком случае родителям стоит насторожиться, а также, как заниматься с ребенком 2-3 лет, чтобы не допустить задержку речевого развития, читайте в материале.
Что такое кольцевая лампа со штативом, диаметром 45 сантиметров и как ее выбрать. БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ от экспертов рынка кольцевого света 24/7. Звоните +38 (050) 418-04-04.
Задержка речевого развития - это отставание от нормы в речевом развитии у детей до 4 лет. В каком случае родителям стоит насторожиться, а также, как заниматься с ребенком 2-3 лет, чтобы не допустить задержку речевого развития, читайте в материале.
С каждым годом все больше родителей обращаются за помощью к логопеду. «Наш ребенок не говорит!» С такими словами приходят на прием мамы 2-3-х летних детей. Что это, задержка речевого развития или просто индивидуальный темп развития речи, нужно бить тревогу или можно «пустить все на самотек»?
Вашему ребенку 2-3 года, а он не говорит. Родители часто списывают это на возраст, на то, что ребенок – мальчик, а мальчики начинают позже говорить, на то, что мама и папа малыша начали говорить довольно поздно. Наследственная предрасположенность к задержке речевого развития действительно существует, но, является ли эта причина основной, может определить только специалист.
«Заговорит» - успокаивают маму маленького мальчика окружающие. И приводят в пример случаи своих племянников, детей, внуков, которые начали усиленно болтать лишь в три года. Так, действительно, может быть, но не всегда. Порой родители не могут адекватно оценить, насколько хорошо говорит ребенок.
Почему родителям стоит насторожиться, если ребенок не говорит в 2-3 года
• Задержка речевого развития, как правило, результат проблем, которые были у мамы и будущего человечка во время беременности, родов, либо сразу после них.
• Задержка речевого развития может стать предвестницей серьезных диагнозов, например, моторной и сенсомоторной алалии, различных форм дизартрий, общего недоразвития речи.
Основные причины задержки речевого развития у детей 2-3 лет
Основные причины задержки речевого развития у детей – это повреждения нервной системы во время беременности или родов.
Гипоксия – это недостаточное снабжение кислородом тканей плаценты и плода.
Родовая травма – это местное повреждение плода, вызванное механическим воздействием непосредственно на плод во время родов.
Причины гипоксии плода:
- пороки сердца у матери;
- бронхиты, связанные с курением во время беременности;
- ранние токсикозы;
- патология пуповины;
- анемия у беременной.
В результате гипоксии развивается хроническая плацентарная недостаточность, и у плода уже значительно нарушается созревание.
В результате родовой травмы возникает недостаточность мозгового кровообращения, поэтому и «расстраиваются» функции головного мозга. А в результате страдают те его структуры, которые отвечают за речь, внимание, поведение, эмоции.
Возможные причины задержки речевого развития:
- асфиксия;
- внутриутробная инфекция или инфекция в первые недели жизни малыша;
- хирургические операции до 3-х лет;
- переливание крови, проблемы с кровью у новорожденного;
- нарушение темпов роста и развития в первый год жизни;
- «затянувшаяся желтушка» (высокий уровень билирубина негативно влияет на мозг, слух, зрение, нервную систему);
- проблемы со слухом;
- умственная отсталость;
- аутизм;
- черепно-мозговая травма; часто падал; тяжело болел в первые годы жизни;
- у кого-то из родственников были психические заболевания, проблемы с речью.
Задержка речевого развития у ребенка 2-3 лет может наблюдаться при различных психологических травмах (переживание в связи с разлукой с близкими людьми, длительная психотравмирующая ситуация в семье).
Также задержка речевого развития может наблюдаться у ребенка, со «сверхзаботливыми» родителями. Мамы и папы готовы все делать за малыша сами: даже говорить. Ведь речь появляется у ребенка как раз для того, чтобы передавать окружающим свои желания, требования. А у этих детей нет стимула, чтобы начать говорить. Их и так с полуслова понимают!
Иногда может быть прямо противоположная причина долгого молчания: родители не могут себе позволить сидеть в декрете, рано выходят на работу. Маме некогда с малышом заниматься, читать книги, разговаривать, играть, гулять, петь песни – то есть стимулировать появление речи. А, вернувшись с работы, предпочитают смотреть новости, фильмы, слушать музыку… Так что, вместо мамы с папой, у ребенка главный «источник» информации – телевизор. А последний блокирует внимание, перегружает мозг ребенка.
Задержка речевого развития у детей 2-3 лет: когда родителям стоит насторожиться
- Если 2-х летний ребенок владеет только десятком лепетных слов, не умеет строить фразы, из двух-трех слов не может показать изображения на картинке (не показывает мишку, лес, машину, куклу на картинке)…
- Если в 3 года ребенок не отвечает на простейшие вопросы: «кто?», «где?», не строит фразу из 3-4х слов, путает понятия «верх»-«низ», не может выполнить последовательно две команды («Подними мишку и дай его мне!»)…
Это тревожные сигналы, которые должны насторожить родителей. Тут без помощи специалиста не обойтись.
Задержка речевого развития: занятия с ребенком 2-3 лет
Занятия надо начинать как можно раньше. К сожалению, родители ждут, когда ребенку исполнится 3 года, и он заговорит сам. Очень редко эти ожидания оправдываются. Упущенное наверстывать сложнее. Узнайте, что нужно делать, чтобы помочь ребенку заговорить.
Отсутствие помощи в раннем возрасте приводит к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Более эффективно можно управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, когда у ребенка должны появиться лепетные слова.
Эффективна коррекционная помощь, оказываемая в сенситивный для речи период: в возрасте от 2,5 до 5-и лет, т. е. в период, когда идет активное становление речевой функции.
Чем раньше вы обратите внимание на уровень развития речи вашего ребенка, чем раньше вы окажете ему помощь, тем эффективнее она будет. Проводите больше времени с ребенком, читая ему книги. Рассказывайте стихи и пойте вместе песни. Называйте предметы, изображаемые на рисунках и просите ребенка показать их.
Смотрите на ребенка, когда говорите с ним. Используйте паузы и повторения слов и фраз, чтобы ребенок смог вникнуть в то, что вы сказали. Вот основные советы для профилактики задержки речи, а также для борьбы с ней.
Описывайте ребенку все, что он делает, видит и слышит, используя доступные для него слова. И поступайте также в отношении ваших собственных действий.
Имитируйте звуки, которые вы слышите, используйте стихи, загадки, игры, где применяются эти звуки.
Повторяйте новые слова и добавляйте несколько новых простых слов к словарю вашего ребенка каждый день.
Давайте ребенку задания, пользуясь немногими простыми командами.
Предварительно объясните ребенку, чего вы хотите достичь своими инструкциями.
Используйте слова, обозначающие последовательность действий, типа: «сначала», «подожди», «после», «затем», «до», «вконце»… Во время игр используйте простые команды, такие как: «подними мяч», «брось мяч».
Помогайте ребенку классифицировать окружающие его предметы и вещи, описывая для чего они предназначены, что с ними можно делать или чего с ними делать нельзя.