Мой ребенок – фантазер. Зачем малыши придумывают себе воображаемых друзей?

Просмотров: 415
Мой ребенок – фантазер. Зачем малыши придумывают себе воображаемых друзей?

Если однажды ваш ребенок представит вам своего нового невидимого друга, не пугайтесь и ни в коем случае не обвиняйте малыша в том, что он сошел с ума.

Если однажды ваш ребенок представит вам своего нового невидимого друга, не пугайтесь и ни в коем случае не обвиняйте малыша в том, что он сошел с ума.

Как ни в чем не бывало предложите воображаемому гостю позавтракать вместе с вами, а потом задумайтесь – зачем вашему ребенку понадобился придуманный друг?

«Часто содержание детских фантазий может указывать на то, чего ребенку недостает или на психологическую травму, которую он получил», – утверждает психолог Игорь Бадиев. Жизнь в двух мирах – Игорь Валерьевич, часто родителей удивляют, а многих даже пугают различного рода фантазии у детей.

Взрослые думают, что их ребенок или сошел с ума, или сводят детские придумки к банальному вранью. Как реагировать на детские фантазии?

– Дети должны фантазировать. Фантазии – это проявление такого важного познавательного процесса, как воображение, без которого в принципе невозможна никакая творческая деятельность человека. Это ничто иное, как моделирование ситуации при недостатке данных о ней.

Процесс становления воображения в онтогенезе идет по определенным этапам. Бурное начало приходится на возраст в 2,5–3 года. Здесь отмечается первая вспышка воображения. И у детей она проявляется в виде фантазий.

А так как познавательные функции и мышление сформировались еще не полностью, в этом возрасте дети могут не всегда разбираться, где фантазии, а где реальность. Поэтому дети живут в таком двойном мире – мире выдумки и мире реальности.

Поэтому они верят в Деда Мороза, в бабайку, и все это принимают за чистую монету. В этом возрасте у детей еще нет такого понятия, как ложь. Ведь, чтобы соврать, нужно делать это целенаправленно. Фантазии – это прекрасно – Успокоим родителей – не стоит бояться детских фантазий. – Ни в коем случае!

Наоборот, нам – родителям, взрослым – необходимо стимулировать развитие воображения. Это очень тонкий процесс, и для его развития нужен некий материал, определенное поле. В качестве этого материала могут выступать различные игры, образозаменители, предметозаменители.

«Давай представим, что мы на машине едем», «давай, как будто мы с тобой кошки» – такими играми родители будут лишь способствовать развитию воображения у своих деток. В этом плане детально проработанные игрушки для ребенка неинтересны.

От родителей часто можно услышать жалобы – «вот, купили ребенку дорогую, красивую машинку, а он посмотрел на нее, поиграл день и забросил. А вместо прекрасной игрушки тянется к каким-то камням и палкам».

Здесь все понятно – в этой детально проработанной машинке нет простора для фантазии. Она ребенку не интересна, она не стимулирует развитие воображения. А вот какая-нибудь палка или кусок деревяшки – вот что интересно, ее можно допридумывать, доделать.

В период от трех до семи лет игра становится для ребенка ведущим видом деятельности. Именно на этот возраст приходится наибольший пик развития воображения. Всплеск фантазирования связан с интересом малыша к сюжетно-ролевой игре, когда дети начинают играть в «дочки-матери», «казаки-разбойники».

В этот период детские фантазии часто становятся для взрослых полной неожиданностью. Родители в шоке: «Откуда ребенок все это взял? Как придумал?».

Дело в том, что грань между реальностью и фантазией у ребенка этого возраста еще очень зыбкая. И только потом, с возрастом, она становится более четкой и уже в шесть-семь лет ребенок точно знает, где вымысел, а где правда. И только тогда мы можем говорить о лжи и о фантазировании.

Зачем нужны «бабайки»?

У детских фантазий есть и обратная сторона, которая очень пугает взрослых. Когда у ребенка, особенно в возрасте четырех-пяти лет, появляются пугающие образы – монстры, бабайки и тому подобные, которые сопровождаются различного рода страхами. Ребенок боится оставаться дома один или страшится засыпать без света. Это начинает беспокоить взрослых. Однако мы должны понимать, что такие вот страшные фантазии тоже функциональны.

Какую роль они выполняют?

– Именно благодаря пугающим фантазиям у ребенка вырабатываются такие качества, как осторожность, предусмотрительность – то, что закрепляет инстинкт самосохранения. Эти «страшилки» необходимы малышу, однако, конечно же, это не значит, что он обязательно должен всего бояться.

Когда пугающие фантазии обретают образ, взрослые могут с ними работать, чтобы помочь малышу справиться со своими придуманными страхами. Способов работы с такими страхами достаточно много. Наиболее эффективные и простые – это рисование и лепка.

Когда ребенок нарисует или слепит монстра или бабайку, он начинает меньше его бояться. Потому что вот он, не в темноте, не под кроватью, а в его руках. Когда ребенок создаст зримый образ страшилки, можно попросить малыша пририсовать монстру бантик или другие смешные детали, чтобы пугающий образ превратился в забавного персонажа, который уже не страшен.

В работе со страхами также могут помочь предметозаменители. Например, возьмем палочку и скажем ребенку, что она волшебная и может защитить его от монстров. Также хорошо помогают справиться с пугающими фантазиями домашние животные.

– Главное, чтобы родители относились к фантазиям адекватно. – Да, мы должны понимать, что в подавляющем большинстве пугающие «монстры» – это детские фантазии, и не нужно задаваться вопросом «у меня ребенок шизофреник?».

Конечно, если эти фантазии очень сильные и страшные, лучше обратиться к психологу, чтобы он помог с ними справиться. Вообразить друга, чтобы защититься Что касается вымышленных друзей, для ребенка на возрастном этапе до шести лет это в пределах нормы.

Но здесь необходимо учитывать тот факт, что в некоторых случаях при различных неблагоприятных условиях фантазии ребенка начинают носить защитный характер. Содержание детских фантазий может показать то, что ребенок недополучает, или указать на психологическую травму, которую он получил. Если у ребенка появляется достаточно стойкий воображаемый друг, с которым он всегда ходит вместе, это говорит о том, что малышу не хватает общения, дружбы или поддержки. Фантазийный образ выполняет компенсирующую роль.

Здесь, конечно, нужно очень тонко подходить к этому вопросу, потому что, работая с этими образами, мы можем понять источник травмы и скорректировать ее. Как правило, причины рождения воображаемых друзей лежат в детско-родительских отношениях.

Такие фантазийные образы чаще всего встречаются при большом количестве запретов, при очень строгом директивном стиле воспитания. Маленькие дети, компенсируя эту недостаточность, начинают воображать себе понимающих друзей и мир, в котором все можно и нет неадекватных запретов. В возрасте до шести лет бурная фантазия нормальна.

Она может захватить ребенка и на период начальных классов, но далее такие фантазии приобретают ярко выраженный компенсаторный характер, как реакция на различные травматические переживания.

В подростковом же возрасте они могут выступать в качестве симптома бунта и способа ухода. Например, подросток может сказать о себе: «Я – эльф».

Что это – фантазия, подростковый бунт или психическое нарушение?

Чаще всего это все-таки подростковый бунт, свидетельствующий о нарушениях в детско-родительских отношениях. С этим нужно работать. К шести годам ребенок уже должен отличать вымысел от правды. По этой границе и будет в дальнейшем проходить граница нормы и патологии. Родитель или специалист должен заметить, видит ли ребенок эту границу.

К примеру, если малыш употребляет слова «как будто», «понарошку», то это сразу сигнализирует нам, что ребенок разграничивает мир фантазий и мир реальности.

Почему дети ломают игрушки?

– Не все родители с пониманием относятся к выдумкам своего ребенка, считают, что он просто врет и, как итог, наказывают и ругают его. Как взрослым реагировать на детские фантазии? – Ни в коем случае нельзя считать ребенка лжецом и запрещать ему фантазировать.

Нам нужно стимулировать развитие у него воображения, говорить с ребенком о его придуманных друзьях, о воображаемых ситуациях. Рисовать с ним, лепить, делать поделки о его вымышленном мире.

Негативная реакция родителей может послужить тем самым психотравмирующим обстоятельством, при котором воображение начнет играть компенсирующую, защитную функцию. Если тебе запрещают воображать, ты начинаешь воображать втайне.

Игорь Валерьевич, возвращаясь к теме игрушек, скажите, какими они должны быть?

– Развивающими. Это не должен быть абсолютно готовый стопроцентный макет действительности. Ребенку необходимо его достроить, доделать, смоделировать самостоятельно.

Именно поэтому дети разбирают добротные игрушки?

– Раз уж машинка сделана один в один с настоящим автомобилем, то ее интересней разобрать, чтобы понять, как она работает и что у нее внутри. За эту аналитико-синтетическую деятельность родители часто ругают детей, дескать, он испортил игрушку.

Нет, он ее не испортил – он ее изучал. Чаще всего такие игрушки родители покупают больше для себя, чем для ребенка. Это то, чего у взрослых не было в детстве, чем они недоиграли. А для развития ребенка необходим материал для работы. Поэтому не нужно ругать ребенка за то, что он тащит в дом, по мнению родителей, «всякую дрянь».

И уж, конечно, не стоит огульно выбрасывать «всякую ерунду» из ящика с игрушками. Какая-то коробушка, палочка, которая для нас просто мусор, для ребенка может быть вполне себе конкретным, несущим определенный смысл объектом и положен для каких-то целей.

Если коснуться взрослых, почему некоторые из нас придумывают о себе красивые небылицы?

– Это способ повышения самооценки. Он усваивается еще в детстве, когда, например, ребенок говорит о том, какой у него богатый папа или сильный брат. Он чувствует свою недостаточность и таким способом компенсирует ее.