Любовью испортить нельзя. Воспитание чувств у детей

Просмотров: 144
Любовью испортить нельзя. Воспитание чувств у детей

Многие родители настолько озабочены ранним интеллектуальным развитием своих детей, что порой забывают, что эмоциональное развитие для человека важно ничуть не меньше умственного.

Многие родители настолько озабочены ранним интеллектуальным развитием своих детей, что порой забывают, что эмоциональное развитие для человека важно ничуть не меньше умственного.

Наш эксперт – клинический психолог Марина Богомолова.

Залог успешного общения

Неразвитая эмоциональная сфера – большая редкость. Как правило, такое встречается только при психических нарушениях. А вот пробелы в этой сфере могут быть и у здоровых людей: у тех, кто необщителен, погружён в себя. Такие люди кажутся окружающим душевно чёрствыми, хотя это может быть не так.

Несмотря на то что порой при недоразвитии эмоций возникают какие-то дополнительные интеллектуальные способности (например, прекрасная память или умение быстро считать), всё-таки без полноценного общения человек существовать не может. Кроме того, умение заводить связи и общаться – ценные качества в нашей сегодняшней жизни.

«Ути-пути» – это важно!

Волевая сфера начинает формироваться у ребёнка примерно с 3 лет, достигает пика в раннем школьном (6–7 лет) и подростковом возрасте (12–14 лет). Эмоции – другое дело. Они развиваются первыми – с рождения или даже ещё раньше. Например, есть исследования, подтверждающие, что уже с 3 месяцев внутриутробного развития плод чувст­вует душевное состояние матери. Переживает и нервничает, когда той плохо, радуется, когда ей весело.

Дальше – больше. Например, показатель правильного развития – так называемый комплекс оживления, который формируется у малыша к 2‑месячному возрасту (ребёнок улыбается, сучит ножками и ручками, когда в поле его зрения попадает кто-то из взрослых). Поэтому нужно сразу после рождения уделять много внимания эмоциональному развитию крохи.

Важно, чтобы именно в первый год жизни рядом с ребёнком был близкий взрослый (лучше, конечно, мама). Ей следует не только как можно больше общаться с малышом, но и делать это очень эмоцио­нально, ярко и на доступном для младенца уровне. Да-да, с грудными деть­ми нужно гулить и сюсюкать. Чувства – это основное, что в первый год жизни надо развивать.

Кстати

К недоразвитию эмоциональной сферы могут привести: неврологические и психические проблемы у ребёнка (задержка эмоционального развития, аутизм); эмоциональная холодность, безразличие матери (например, в связи с послеродовой депрессией); конфликтная ситуация в семье; разлука с мамой в раннем возрасте.

Как наше слово отзовётся

После полутора лет уже важно проговаривать то, что чувствует малыш, – объясняя ему его эмоции (и то, что чувст­вуют другие люди). Тогда ребёнок научится понимать, что с ним происходит. Впоследствии это понимание поможет ему более эффективно справляться со своими эмоциями. А понимание чужих эмоций предохранит от трудностей общения.

Такому ребёнку будет легче заводить друзей и в детском саду, и дальше по жизни. У него будет меньше проблем в подростковом возрасте, уходящих корнями в раннее детство. Тинейджер с развитым эмоциональным интеллектом не будет страдать из-за того, что мир к нему враждебен и его никто не понимает.

Ведь именно в подростковом возрасте снова ведущую значимость приобретает эмоционально-личностное общение, но уже не с родителями (как в младенчестве), а со сверстниками.

И я такую же хочу! Всегда ли зависть — плохое чувство? Детям с 2–3 лет очень важно читать сказки и стихи, в которых рассказывается о разных переживаниях героев и есть яркие и внятные иллюстрации этих эмоций. Нужно показывать мультфильмы, а затем и кино, спектакли, которые бы учили, как герои преодолевают трудности.

Не надо бояться грустных историй, главное, подбирать произведения, соответствующие возрасту ребёнка. Полное избегание негативных эмоций ведёт к тому, что, когда ребёнок столкнётся с такими переживаниями в жизни, он растеряется и не будет знать, как себя вести. Это может грозить нев­ротическими и психосоматическими реакциями (страхи, тревога, тики, даже повышение температуры).

Любовью испортить нельзя

Многие родители опасаются, что если они будут открыто проявлять свои чувства по отношению к ребёнку, то избалуют его. Избаловать вниманием, теплом, заботой невозможно.

Родители балуют детей, когда идут у них на поводу: разрешая то, чего не следует, задаривая без меры. Воспитывать детей нужно обязательно, но ни в коем случае нельзя наказывать их нелюбовью или невниманием. Важно также как можно чаще обнимать, гладить ребёнка.

Родительская любовь способна компенсировать даже некоторые неврологические и физиологические проблемы. Ведь эмоции тесно связаны с иммунной, эндокринной системами и здоровьем в целом.

Важно

О проблемах с эмоциональной сферой говорит то, что ребёнок 2–3 лет: не интересуется другими деть­ми; избегает общения (сильно тревожится и всего боится); постоянно конфликтует со сверст­никами и родителями на пустом месте (всё воспринимает как агрессию, закатывает истерики).