Когда ребенок еще совсем маленький, каждая мама берет на себя заботу о своем малыше и помогает ему во многих житейских ситуациях: одевает и раздевает, моет и кормит, убирает за ним игрушки в комнате и многое другое.
Что такое кольцевая лампа со штативом, диаметром 45 сантиметров и как ее выбрать. БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ от экспертов рынка кольцевого света 24/7. Звоните +38 (050) 418-04-04.
Когда ребенок еще совсем маленький, каждая мама берет на себя заботу о своем малыше и помогает ему во многих житейских ситуациях: одевает и раздевает, моет и кормит, убирает за ним игрушки в комнате и многое другое.
Малыш растет и примерно в возрасте от 10 месяцев до 1,5 лет, у него начинается период «Я сам!», когда все то, что он делал вместе с мамой, теперь он хочет делать самостоятельно. Это замечательно, родителям важно заметить начало этого периода и воспользоваться им.
Боритесь с желанием делать что-то за ребенка. Конечно порой не хочется тратить время и ждать, когда он наконец застегнет куртку или оденет штаны, проще сделать самой, но ее стоит пренебрегать желанием малыша, ведь делая за него работу, рано или поздно это приведет к тому, что ребенок поймет, что не надо трудится и самому что-то делать, за него все сделает мама…
Один из основных критериев самостоятельности у детей дошкольного возраста – это их навыки по самообслуживанию.
К 3 годам ребенок уже может самостоятельно есть, некоторое время играть наедине с собой, убирать игрушки по напоминанию взрослых. К 5 годам он уже должен сам одеваться и застегивать пуговицы, завязывать шнурки на ботинках, мыть руки после прогулки и перед едой, сворачивать или вещать одежду. В 5-6 лет дети могут самостоятельно чистить зубы, не только умывать лицо, но и мыть шею, уши и ноги, застилать кровать, пользоваться во время еду ножом и вилкой.
Взрослым важно научить ребенка всем этим необходимым бытовым навыкам и следить за их выполнением, а также приучать соблюдать последовательность действий, а все используемые предметы затем раскладывать по местам.
Для того чтобы малыш освоил пока еще сложные для него действия, необходимо создать благоприятные для этого условия, например приобрести детские столик и стул, сделать у раковины в ванной подставку, выделить для детской одежды в шкафу нижнюю полку. Помимо этого необходимо вызвать у ребенка соответствующий настрой, чтобы он захотел выполнить что-то сам, не боялся сделать не так, как надо, чувствовал поддержку и одобрение от взрослых и, конечно, получил похвалу за успехи или смелую попытку.
Если малыш уже освоил какой-либо навык, то требуйте, чтобы он сам всегда его выполнял. Детей старшего дошкольного возраста можно приобщать к заботе о младших братьях и сестрах. Они вполне могут помочь собрать игрушки, одеться, разложить вещи по местам. Постепенно к 5-6 годам у детей появляются свои обязанности по дому.
Это повышает их самостоятельность и ответственность, хотя и приходиться проверять, как и что они сделали. Важно требовать от ребенка выполнения своих обязанностей, и все члены семьи должны быть в этом едины. Разногласия среди взрослых подрывают родительский авторитет и приводят к непослушанию у детей, выработке манипулятивного поведения для получения выгоды.
Для того чтобы ребенок принял такое поведение и ответственно относился к обязанностям, нужно объяснить ему, что его дело очень важное, что у других членов семьи тоже есть свои обязанности.
Чем раньше родители воспитают у малыша самостоятельность, тем легче он приучается к труду и с удовольствием сам себя обслуживает. Если в старшем дошкольном возрасте ребенок ленится и хочет, чтобы ему помогли переодеться или умыться, не желает помочь маме накрыть на стол, значит, у него не выработалась самостоятельность.
Обычно это бывает при чрезмерной опеке со стороны родителей, нерегулярном контроле за самостоятельным выполнением действий, отсутствии поощрений и другой положительной мотивации. Иногда ребенок что-то сам и делал, но это не вошло у него в привычку, и самостоятельность не вызывала интереса.
Тогда он стремится избежать домашней работы и все перекладывает на родителей. Это может привести к тому, что любой труд окажется для него скучным, а жизнь в дальнейшем станет неинтересной.
В выработке у ребенка навыков самообслуживания необходим индивидуальный подход. Одному достаточно один раз показать, как нужно делать, и он сможет это с первых попыток правильно повторить. Для другого будет полезным еще посмотреть на то, как делают это другие, например старшие дети.
Одного подтолкнет к самостоятельным действиям просьба мамы попробовать самому, а другому может понадобиться строгое напутствие и решительные слова о том, что это обязательно нужно выполнить. В некоторых случаях для побуждения ребенка к самостоятельным действиям следует рассказать о том, что будет, если он не выполнит мамино задание (речь идет о последствиях, а не о наказаниях).
Помогают в освоении навыков самообслуживания поощрения. Ребенку приятно слышать, что он как взрослый может чистить зубы, что он уже, как старший брат, сам одевается и т.п. Необходимо на первых порах проверять, как малыш справляется, и поощрять его успехи. Не рекомендуется заранее что-то обещать ему, чтобы не формировать привычку к «сделкам».
Объясняйте ему, что то, что он делает, имеет значение не только для него самого, но и для всех членов семьи. Они тоже выполняют работу по самообслуживанию и соблюдают установленные в доме правила.
Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 3 лет:
1. Умывать, чистить зубы, причесываться;
2. Самостоятельно раздеваться и с частичной помощью взрослых одеваться;
3. Убирать одежду в шкаф на нижнюю полку;
4. Убирать игрушки на специально отведенное место;
5. Складывать книги на полки;
6. Ставить на стол тарелки, раскладывать салфетки;
7. Вытирать за собой пол, если случайно что-то пролил;
8. Перекладывать баночки из пакета с покупками на нижнюю полку в холодильник или шкаф.
Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 4 лет:
1. Готовить завтрак (залить молоком кукурузные хлопья, намазать масло на кусок хлеба, полить вареньем оладьи и т.д.);
2. Расставлять на столе тарелки, раскладывать салфетки и столовые приборы;
3. Раскладывать продукты из пакета с покупками по местам;
4. Помогать в магазине покупать расфасованные продуты (сахар, консервы и т.п.)
5. С помощью взрослых расстилать и застилась постель;
6. Помогать мыть посуду;
7. Вытирать пыль с мебели;
8. Выходить для игры на улицу с разрешения родителей;
9. Делиться игрушками с друзьями;
10. Самостоятельно играть без постоянного присмотра;
11. Вешать на веревку мелкие предметы после стирки;
12. Сворачивать простые вещи (платки, полотенца, салфетки);
13. Доставать газеты и письма из почтового ящика.
Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 5 лет:
1. Одеваться и убирать одежду на место, завязывать шнурки на обуви;
2. Помогать составлять список продуктов для покупок;
3. Готовить простой завтрак (бутерброд и т.п.) и убирать со стола;
4. Сервировать стол к обеду;
5. Наливать напитки в чашки;
6. Добавлять в пищу соль, сметану и др.;
7. Наводить порядок в комнате, расстилать и застилать кровать;
8. Сворачивать чистое белье после стирки и убирать в шкаф;
9. Сортировать белое и цветное белье для стирки;
10. Чистить сантехнику, протирать низко расположенные зеркала;
11. Отвечать на телефонные звонки;
12. Помогать в несложных делах по хозяйству (уборка мусора, мытье полов и др.)
13. Ухаживать за домашними животными;
14. Делать мелкие покупки;
15. Принимать решения о том, как потратить деньги, выделенные в семейном бюджете для развлечений.
Навыки самообслуживания и домашние обязанности для ребенка 6 лет:
1. Выбирать одежду в зависимости от погоды или ситуации (для праздника, для прогулки и др.)
2. Пользоваться пылесосом;
3. Поливать комнатные цветы;
4. Готовить простой завтрак (яйца, тосты и др.)
5. Чистить овощи;
6. Помогать вещать белье на веревку;
7. Развешивать одежду в шкафу;
8. На огороде рвать зелень, убирать граблями листья и т.п.;
9. Регулярно выносить мусор.