Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием

Просмотров: 302
Детская медитация: как научить ребенка справляться с эмоциями и управлять своим вниманием

Почему ребенка стоит научить медитировать, и как это облегчит жизнь ему и его родителям, рассказал STEPEN.UA™ учитель Трансцендентальной Медитации.

Что такое кольцевая лампа со штативом диаметром 45 сантиметров и как ее выбрать. БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ от экспертов рынка кольцевого света 24/7. Звоните +38 (050) 418-04-04.

Почему ребенка стоит научить медитировать, и как это облегчит жизнь ему и его родителям, рассказал STEPEN.UA™ учитель Трансцендентальной Медитации с пятнадцатилетним стажем преподавания, основатель «Студии медитации» Ян Тиан.

Современные дети усваивают столько информации, сколько нам в их возрасте даже не снилось. Нервной системе ребенка все труднее справиться с этитми потоками. Перегрузка наступает незаметно, но неизбежно. Поведенческие проблемы у детей, трудности с концентрацией — уже, скорее, вариант нормы, чем исключение.

В условиях хронической информационной перегрузки уже недостаточно просто давать детям знания. Их нужно научить учиться: удерживать внимание, концентрироваться на важном, продуктивно использовать свою память, справляться со стрессами и эмоциями, и оставаться эффективным в условиях высокой нагрузки.

Самый доступный способ научиться всему этому — регулярная медитация.

У большинства слово «медитация» ассоциируется либо с буддийскими монахами в оранжевых одеждах, либо с фитнес-моделями, сидящими в позе лотоса. Но это лишь распространенный стереотип.

Медитация — это не религия, не философское течение. Хотя и религии, и философы используют ее, как эффективное упражнение, развивающее осознанность.

Мы следим за гигиеной тела, чтобы быть здоровыми. Ум тоже нужно очищать от информационных «загрязнений».

Возбужденный, перегруженный информацией ум не может гармонично взаимодействовать с окружающим миром.

Это похоже на переедание. Даже правильную и здоровую пищу нельзя есть без остановки. Желудку нужно время, чтобы переварить и усвоить то, что в него попало. Если продолжать есть, не останавливаясь, причем, не всегда свежую и качественную пищу, реакцию организма легко представить.

Примерно то же происходит с умом. Если его бесконтрольно загружать информацией, в системе происходит сбой.

Ребенок постоянно находится в очень плотном информационном потоке: школа, кружки, интернет и ТВ, новые впечатления, отношения с родителями, со сверстниками. Периодически напряжение зашкаливает, ум пытается закрыться и переработать информацию. Но она продолжает поступать со всех сторон.

Напряжение от такой информационной бомбардировки перерастает в стресс, и выплескивается в виде раздражительности, конфликтов и истерик. Или, наоборот, в виде закрытости и отчужденности, апатии, депрессивного настроения.

В таком режиме живут не только подростки, у которых частые перепады настроения обусловлены гормонально. У детей помладше тоже много стрессовых ситуаций, причем, не только негативных.

Долгожданный подарок, поездка, день рождения со множеством гостей тоже могут быть стрессом. Вы и сами знаете, каково после насыщенного дня укладывать спать возбужденного и капризного малыша.

Детский мозг «жадный» до новых впечатлений. Он не умеет дозировать информацию, ему трудно остановиться. Но это не значит, что нужно ограничивать количество активностей и впечатлений. Ребенку просто нужно обеспечить условия для умственного и эмоционального отдыха.

Детская нервная система еще достаточно гибкая и чистая. Дети быстрее перерабатывают информацию. Чтобы успокоиться и восстановиться, им иногда достаточно просто хорошо выспаться.

Игры на свежем воздухе, физическая активность, любое творчество тоже хорошо сбрасывают внутреннее напряжение. Если сюда добавить медитацию, эффективность всех этих видов отдыха будет намного сильнее.

Медитация, в сущности, это более глубокая культура отдыха. Отдых, который дают 20 минут медитации, эквивалентен 6—8 часам сна. Представляете, насколько успевает расслабиться организм, если ненадолго притормозить и успокоить постоянную гонку мыслей?

Многие думают, что медитация — это полное отсутствие мыслей. Это не совсем так. Мыслительный процесс невозможно взять и полностью выключить.

Но в медитации мысли не управляют умом. Они присутствуют, ум их осознает, но не цепляется за них, а позволяет просто проплывать мимо.

Когда ум не захвачен мыслью, нет и напряжения. Вместо этого есть глубокий продуктивный отдых.

Мы все время от времени переживаем спонтанную медитацию: когда поглощены любимым делом, творчеством, когда осознанно занимаемся физическими упражнениями. Кто ездил на мотоцикле со скоростью 200 км/ч, или прыгал с парашютом — тот на себе испытал медитативное состояние в динамике. Когда мы слышим голос интуиции — это тоже медитативное состояние.

Люди обычно испытывают это ощущение как мимолетный непроизвольный опыт, и даже не подозревают, что это и есть медитация.

Это как различие между дикой и садовой яблоней. И та, и другая дают плоды, но чтобы плоды стали крупными и сладкими, яблоню нужно селекционировать. Так же и с медитацией: нужно осознать в себе это мимолетное переживание, и научиться с ним работать.

Дети по своей природе предрасположены к медитативным состояниям. Они медитируют в ходе игры, творчества, когда мечтают.

Но, вырастая, они теряют эту способность. Отчасти потому, что взрослые постоянно выдергивают их из медитативного состояния: хватит считать ворон, хватить витать в облаках, давай-ка займись делом.

Взрослые в чем-то правы: оторвавшись от реальности, ребенок теряет контроль и становится незащищенным. Он может, например, пойти через дорогу, не заметив, что на светофоре красный, и тд. Поэтому природную способность к медитации важно освоить и научиться управлять ею.

Возможность регулярно посвящать 15-20 минут медитации поможет ребенку справиться со всеми трудностями взросления: легче реагировать на стрессы в школе и дома, привести в норму самооценку, решить проблемы с ровесниками и с родителями.

Но перемены в поведении не означают, что изменятся природные наклонности. Медитация — это не способ переформатировать ребенка, сделать его более удобным или послушным.

Если ребенок яркий экстраверт, и стоять на ушах — его обычное состояние, он таким и останется. Так же как и тихий, уравновешенный интроверт тоже останется собой.

Просто медитация оптимизирует систему обработки информации. Ребенку, который регулярно медитирует, проще взаимодействовать с реальностью. Ему легче воспринимать информацию, переключаться и сохранять концентрацию, расслабляться. Учеба, общение будут даваться ему, однозначно, легче.

То есть, медитация для ребенка — это не кнопка ВКЛ/ВЫКЛ, а способ почистить систему, освободить пространство для новой информации и существенно повысить ее быстродействие.

Медитация – это свободная воля, ее невозможно навязать. Но можно заинтересовать ребенка, чтобы он по своей воле нырнул в эту глубину. Он быстро привыкает к новым ощущениям, к новому порядку вещей. Ему легко медитировать, потому что в этой глубине ему комфортно.

А вот как заинтересовать — это уже искусство,и мы учим этому родителей. Медитация ребенка, в принципе, начинается с медитации родителей.

Если родители медитируют, уделяют внимание состоянию своего ума и тела, они формируют более чистую и высокочастотную среду. И ребенок, который живет в этой среде, рано или поздно сам придет и к медитации, и к другим инструментам саморазвития.

Когда не медитирующие родители приводят ребенка, чтобы он научился медитации, и стал более гармоничным, я рекомендую сначала освоить эту практику им самим. Это условие номер один.

Распространенная история, когда неспортивные родители отдают ребенка в спорт и ждут его успехов, в медитации не сработает. Родители своей практикой должны создать для ребенка определенное пространство, дать ему внутреннее понимание, что это и зачем. И тогда у него все получится.

Сейчас очень много возможностей для релаксации: телесные техники, эмоциональные, дыхательные. Все виды восточных единоборств, например, сводятся к одному: добиться такого автоматизма в движениях, чтобы тело действовало самостоятельно, а ум освобождался и лишь наблюдал со стороны.

Это отличная практика, но она требует времени, постоянного участия тренера, определенного пространства, куда нужно регулярно приходить и оттачивать мастерство.

Плюс медитации в том, что она самодостаточна. Не нужно специально выделять время — достаточно 15-20 минут утром и вечером. Не нужен тренер, не нужны особые условия, вроде коврика для йоги, позы лотоса или по-особому сложенных пальчиков.

Ребенок может медитировать где угодно и когда угодно, даже в машине, по дороге в школу, как часто и происходит.

Со временем гигиена ума в виде медитации входит в ранг ежедневной рутины, как ежедневный душ и чистка зубов. И тогда за ребенка можно быть спокойным: он освоил лучшую технику эмоциональной и информационной самозащиты.